Пирамида Маслоу и стиль. Уровень работы.

Пирамида Маслоу и стиль. Уровень работы.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

 

Если коротко, то идея Маслоу заключается в том, что для человека по мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня.

Интересно, что Маслоу утверждал: наивысший ступени  — «стадии самореализации»  — достигает не более 2 % людей.

В адрес этой теории много критики, но жизнеспособность ее неоспорима. Идея эта до сих пор невероятно широко используется в теории менеджмента и практикующими психологами.

_________________________________________________________________________

Какое отношение имеет теория иерархии потребностей к работе стилиста?

Когда ко мне обращается клиент, первое, о чем мы начинаем беседовать, это обсуждение целей и задач нашей работы. Зачем человеку понадобилось менять или даже создавать новый визуальный образ?

Вот тут и вырисовывается, на какой ступеньке находится человек, и какую потребность ему надо помочь удовлетворить.

Только люди, которые ощущают стабильность в материальном обеспечении  своих первичных потребностей, которые чувствуют себя защищенными, будут обращаться к стилисту. В то время как остальные скажут, что главное одеваться так, чтобы было удобно и тепло, и недорого, и еще чтобы не быть белой вороной.  Это понятно и логично.

Хотя тут надо сказать, что и сам Маслоу отмечал, что потребности не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться. Например, у человека может быть настолько сильная потребность в эстетике, внутренней и внешней гармонии (в силу воспитания, привычек, особенностей мышления), что он будет питаться только кашей, но ходить в музей, театр или, как вариант,к стилисту.

Ошибка, которую можно совершить с клиентом, это попытка затянуть человека туда, куда ему вообще сейчас не надо. Например, девушка обращается с запросом: «Хочу создать более женственный образ, но не знаю как». В процессе беседы выясняется, что она хочет гармонизировать личную жизнь и для нее это и будет являться имиджевой задачей. Имеет смысл рассказать и показать, что есть более глубокая работа со стилем, но только  как задел на будущее, как расширение горизонта, но не как предмет работы.

Иногда в адрес стилистов возникают нарекания, и как мне видится, причина часто заключается как раз в том, что работа не была синхронизирована по ступеням в пирамиде:

  1. Стилист тянет клиента на более высокие ступеньки, в поиск яркой индивидуальности, в творчество (потому что это очень интересно), а клиент ждет от стилиста простых и эффективных схем, которые помогут выглядеть так, чтобы почувствовать свою значимость, слышать комплименты в свой адрес, и при этом не слишком выделяться из окружения.
  2. Стилист дает стандартное решение какой-то задаче (либо потому что не услышал истинный запрос, либо потому что не знает более глубоких уровней работы), а клиент ищет себя, хочет использовать одежду как способ самовыражения. Особенно часто это видно у женщин, потому что у них самоидентификация очень тесно связана с внешностью.

В таком случае необходимо не только дать готовый образ, который на взгляд стилиста максимально подойдет к образу жизни, характеру человека и типажу внешности, но и научить пользоваться инструментами по созданию своего собственного визуального образа. Потому что именно для людей, которые хотят сами исследовать, хотят искать красоту в повседневных вещах, хотят развиваться как личность (т.е. находятся на одной из трех верхних ступенях потребностей) актуально выражение:

«Люди никогда не верят тому, что им рассказывают, они должны до всего дойти сами» .

Пауло Коэльо «Вероника решает умереть».

 

Успехов в поиске себя и своего стиля!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *